Книга посвящена анализу образа патриарха Никона (1605-1681), который складывался на протяжении нескольких столетий и в итоге запечатлелся в исторической памяти. Влияние идеологии как императорского, так и советского времени определило формирование ряда историографических стереотипов в отношении событий и отдельных действующих лиц церковно-государственных отношений XVII в. Такие клише прочно утвердились применительно к фигуре патриарха Никона. Образ церкви и священства в общественном сознании - один из наиболее важных для понимания сущности раскола. Вокруг него преломлялись все остальные историографические сюжеты XVII в.: причины возникновения раскола, его характерные черты и идеи, эсхатологическая составляющая, последствия "споров о вере" для жизни церкви и государства. Большинство трудов, посвященных рассмотрению личности и деяний патриарха, сосредотачивается на т.н. "деле Никона" и событиях, тесно связанных с ним. Напротив, биографическая сторона оказывается менее представленной необходимыми архивными данными и, соответственно, разработанной. Что же касается оценки деятельности патриарха Никона, то литература вопроса разделяется на два прямо противоположных направления, отражающие симпатий/антипатии, питаемые к замыслам патриарха, а равно и средствам, коими он претворял их в жизнь. Книга адресована историкам, филологам, политологам и культурологам, а также всем тем, кто интересуется феноменом личности патриарха Никона и историей церковно-государственных отношений в России XVII в.
821 Руб.
Сборник делает достоянием читателей наследие Святейшего Патриарха Никона - великого церковного и государственного деятеля. Его идеи выражают стратегию русского патриаршества и российской государственности, утверждая принцип симфонии духовной и светской властей, освещая путь славяно-русской и шире - православной самобытности. В первый раздел настоящего издания вошли следующие творения Патриарха Никона: "Слово благополезное о создании монастыря Пресвятые Богородицы Иверския и святаго новаго исповедника и священномученика Филиппа, митрополита Московскаго и всея Руси чудотворца, иже на Святе езере, и о перенесении мощей святаго праведнаго Иакова, иже прежде Боровеческ именовася", "Слово о Животворящем Кресте", "Слово отвещательное", "Поучение священному чину и причетникам", "Слово на моровое поветрие", "Грамоты в Иверский Валдайский монастырь", "Грамоты в Крестный Кий-островский монастырь", "Духовные наставления христианину", "Возражение, или Разорение смиренаго Никона, Божиею милостию Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы", "Духовное завещание Никона, Патриарха". Особый интерес представляет обширная переписка Святейшего Патриарха Никона, вошедшая в данный раздел, которая включает в себя, в частности его переписку с царем Алексеем Михайловичем. Второй раздел сборника ("Труды Никона, Патриарха Московского") посвящен подробному описанию благотворных трудов Патриарха Никона в церковной, социальной и других сферах жизни, книжной и обрядовой справ, архитектурного и художественного наследия Иверского Валдайского, Крестного Кий-островского и Нового Иерусалима Воскресенского монастырей, дел врачебных и др. В данный раздел вошли следующие статьи: "Церковное и социально-политическое служение Патриарха Никона", "Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов", "Строительная деятельность Патриарха Никона", "Иверский Богородицкий Святоозерский Валдайский монастырь", "Крестный Онежский Кий-островский монастырь", "Святого Живоносного Христова Воскресения монастырь Нового Иерусалима", "Новоиерусалимская школа песнотворчества", "Дела Святейшего Патриарха Никона, называемые чудесами врачебными", "Лечебник Патриарха Никона". Приложения содержат: обширное исследование религиозно-философских и богословских взглядов Патриарха Никона "Богословие Никона, Патриарха Московского" (включающее главы: "Святоотеческие основы богословских воззрений Патриарха Никона", "Экклезиологические воззрения Патриарха Никона", "Церковно-канонические убеждения Патриарха Никона" "Антропологические и нравоучительные воззрения Патриарха Никона", "Особенности экзегетики Патриарха Никона", "Концепция пастырства Патриарха Никона" "Богослужение Патриарха Никона") и "Судное дело Никона, Патриарха Московского" (главы "Дело об оставлении Патриархом Никоном патриаршего престола, о пребывании его в Воскресенском монастыре Нового Иерусалима", "Письма его оттуда к царю Алексею Михайловичу", "О созвании в Москве собора против Никона", "О приглашении на оный Восточных Патриархов и суд над Патриархом Никоном", "Неделя святых отец", "Судное дело Святейшего Патриарха Никона" "Суд над Патриархом Никоном", "Проект наказа приставу о содержании Никона в Ферапонтове монастыре", "Прошение об освобождении Патриарха Никона, поданное царю от настоятеля с братией Воскресенского монастыря", "Разрешительные грамоты от Вселенских Патриархов", "Триумф Патриарха Никона"). Для специалистов, занимающихся изучением биографии Патриарха Никона, исследованием различных вопросов истории Русской Церкви XVII века, истории России, истории патриаршества в России, агиологии, патрологии, пастырского богословия, церковного искусства, для исследователей русской религиозно-философской и богословской мысли, изучающих различные вопросы догматического богословия, экклезиологии и антропологии, нравственного богословия, литургики, святоотеческой экзегетики, церковного права. Для преподавателей, воспитанников и студентов духовных учебных заведений, студентов, аспирантов и научных сотрудников богословских и общегуманитарных вузов и факультетов, а также для всех, интересующихся историческим и духовным наследием России.
743 Руб.
Будущий Патриарх Московский Никон, в миру Никита Минич, родился в 1605 г., в семье крестьянина села Вельдеманово будущего Княгининского уезда Нижегородской губернии. Приняв монашество в Соловецком монастыре, он довольно скоро стал архимандритом московского Новоспасского монастыря, а затем - митрополитом Новгородским. Будущий Патриарх был широко известен благодаря своим проповедям, заботам о церковном благочинии и благотворительности. Став главой Русской православной Церкви, Никон представлял себе отношение царской и патриаршей власти в общем строе государственной жизни как "соправительство" двух равноправных сил. У обоих - одно "желание сердец их", внушаемое Богом, но у каждого - своя преимущественная сфера деятельности, куда не должен непосредственно вмешиваться другой. В книге - многочисленные цветные иллюстрации.
1804 Руб.
В книге рассказывается об одном из самых значительных событий XVII века в России - церковном расколе, о его предпосылках и исторических последствиях. Главные действующие лица повествования - царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Именно в этот поворотный момент истории народ и власть решали, в каком направлении двигаться дальше, какие ценности сохранить, от каких отказаться. В этот процесс были вовлечены все слои населения, борьба противоборствующих сторон достигла небывалого накала, главной ценностью стала не человеческая жизнь, а идея, ради которой пожертвовать жизнью почитали за благо. Герои книги по силе духа могут быть сравнимы лишь с титанами народного героического эпоса.
56 Руб.
В книге рассказывается об одном из самых значительных событий XVII века в России - церковном расколе, о его предпосылках и исторических последствиях. Главные действующие лица повествования - царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Именно в этот поворотный момент истории народ и власть решали, в каком направлении двигаться дальше, какие ценности сохранить, от каких отказаться. В этот процесс были вовлечены все слои населения, борьба противоборствующих сторон достигла небывалого накала, главной ценностью стала не человеческая жизнь, а идея, ради которой пожертвовать жизнью почитали за благо. Герои книги по силе духа могут быть сравнимы лишь с титанами народного героического эпоса.
149 Руб.
В книге рассказывается об одном из самых значительных событий XVII века в России - церковном расколе, о его предпосылках и исторических последствиях. Главные действующие лица повествования - царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Именно в этот поворотный момент истории народ и власть решали, в каком направлении двигаться дальше, какие ценности сохранить, от каких отказаться. В этот процесс были вовлечены все слои населения, борьба противоборствующих сторон достигла небывалого накала, главной ценностью стала не человеческая жизнь, а идея, ради которой пожертвовать жизнью почитали за благо. Герои книги по силе духа могут быть сравнимы лишь с титанами народного героического эпоса.
149 Руб.
Патриарх Никон, писатели серебряного века, вожди третьего рейха и современные политики. Поиски Шамбалы и пожар Останкинской телебашни. Горячечный бред больного или новый взгляд на мировую историю? Роман "Огарок темноты" вошел в десятку победителей конкурса "Русский детектив" в 2007 году.
162 Руб.
Патриарх Никон. В жизни русского народа вторая половина XVII века - веха резкого разрыва со старыми преданиями и традициями. Это произошло в том числе из-за церковной реформы. Инициатором был Никон, мечтавший о посте вселенского патриарха, деятельность и личную трагедию которого рассматривают в этой биографии. Протопоп Аввакум. Этот человек выступил против реформ патриарха Никона. Удивляет тот факт, что "отцы Раскола" росли буквально в нескольких десятках километров друг от друга. Аввакум находил смену обрядов предвестием прихода Антихриста, мирные переговоры были невозможны. Личный конфликт привел к сожжению "за великия на царский дом хулы" и Аввакума, и его товарищей по заключению.
834 Руб.
Патриарх Никон. В жизни русского народа вторая половина XVII века - веха резкого разрыва со старыми преданиями и традициями. Это произошло в том числе из-за церковной реформы. Инициатором был Никон, мечтавший о посте вселенского патриарха, деятельность и личную трагедию которого рассматривают в этой биографии. Протопоп Аввакум. Этот человек выступил против реформ патриарха Никона. Удивляет тот факт, что "отцы Раскола" росли буквально в нескольких десятках километров друг от друга. Аввакум находил смену обрядов предвестием прихода Антихриста, мирные переговоры были невозможны. Личный конфликт привел к сожжению "за великия на царский дом хулы" и Аввакума, и его товарищей по заключению.
818 Руб.
В романе "Страстотерпцы" известный писатель-историк Владислав Бахревский снова обращается к периоду русской истории, уже показанному в романах "Аввакум" и "Боярыня Морозова" - периоду раскола Русской церкви в XVII веке. Многострадальный протопоп Аввакум, его последовательница Федосья Прокопьевна Морозова, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична, патриарх Никон и другие по-прежнему вовлечены в противостояние между "старообрядцами" и "новообрядцами". Но если раньше казалось, что перевес на стороне нового порядка и любое сопротивление приведёт к гибели, то теперь "Никоново собинное наваждение" как будто кончилось. Раньше судили и преследовали Аввакума и других раскольников, а теперь всесильный и всеправый Никон сам под судом.
1023 Руб.
В романе "Страстотерпцы" известный писатель-историк Владислав Бахревский снова обращается к периоду русской истории, уже показанному в романах "Аввакум" и "Боярыня Морозова" – периоду раскола Русской церкви в XVII веке. Многострадальный протопоп Аввакум, его последовательница Федосья Прокопьевна Морозова, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична, патриарх Никон и другие по-прежнему вовлечены в противостояние между "старообрядцами" и "новообрядцами". Но если раньше казалось, что перевес на стороне нового порядка и любое сопротивление приведёт к гибели, то теперь "Никоново собинное наваждение" как будто кончилось. Раньше судили и преследовали Аввакума и других раскольников, а теперь всесильный и всеправый Никон сам под судом.
899 Руб.
В романе "Страстотерпцы" известный писатель-историк Владислав Бахревский снова обращается к периоду русской истории, уже показанному в романах "Аввакум" и "Боярыня Морозова" – периоду раскола Русской церкви в XVII веке. Многострадальный протопоп Аввакум, его последовательница Федосья Прокопьевна Морозова, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична, патриарх Никон и другие по-прежнему вовлечены в противостояние между "старообрядцами" и "новообрядцами". Но если раньше казалось, что перевес на стороне нового порядка и любое сопротивление приведёт к гибели, то теперь "Никоново собинное наваждение" как будто кончилось. Раньше судили и преследовали Аввакума и других раскольников, а теперь всесильный и всеправый Никон сам под судом.
899 Руб.
Патриарх Никон. В жизни русского народа вторая половина XVII века - веха резкого разрыва со старыми преданиями и традициями. Это произошло в том числе из-за церковной реформы. Инициатором был Никон, мечтавший о посте вселенского патриарха, деятельность и личную трагедию которого рассматривают в этой биографии. Протопоп Аввакум. Этот человек выступил против реформ патриарха Никона. Удивляет тот факт, что "отцы Раскола" росли буквально в нескольких десятках километров друг от друга. Аввакум находил смену обрядов предвестием прихода Антихриста, мирные переговоры были невозможны. Личный конфликт привел к сожжению "за великия на царский дом хулы" и Аввакума, и его товарищей по заключению.
818 Руб.
В кровавых схватках отвоевал он у узурпатора то, что принадлежало ему по праву рождения, - власть. Власть править Империей Тысячи Солнц. Но тяжким грузом легла эта власть на его плечи, ибо теперь от него одного зависит судьба миллионов планет. Ибо война продолжается и с каждым днем становится все более безжалостной. Ибо враги снова и снова собирают силы, дабы нанести ответный удар. Но самая страшная опасность для молодого правителя - не на далеких мирах, не на могучих боевых звездолетах противника. В самом сердце Империи, среди ближайших советников трона, таится предатель, готовый на все, чтобы уничтожить ненавистного императора...
208 Руб.
© Сазоново All Rights Reserved 2009-2023